Неточные совпадения
Но он упустил из виду, во-первых, что
народы даже самые зрелые не могут благоденствовать слишком продолжительное время, не рискуя впасть в грубый материализм, и, во-вторых, что, собственно, в Глупове благодаря вывезенному из Парижа
духу вольномыслия благоденствие в значительной степени осложнялось озорством.
Он ехал и отдохнуть на две недели и в самой святая-святых
народа, в деревенской глуши, насладиться видом того поднятия народного
духа, в котором он и все столичные и городские жители были вполне убеждены. Катавасов, давно собиравшийся исполнить данное Левину обещание побывать у него, поехал с ним вместе.
Народ в городе голодный; стало быть, все съест
духом, да и коням тоже сена… уж я не знаю, разве с неба кинет им на вилы какой-нибудь их святой… только про это еще Бог знает; а ксендзы-то их горазды на одни слова.
— Свирель, рожок, гусли — вот истинно народные инструменты. Наш
народ — лирик, балалайка не отвечает
духу его…
— Ну, да! А — что же? А чем иным, как не идеализмом очеловечите вы зоологические инстинкты? Вот вы углубляетесь в экономику, отвергаете необходимость политической борьбы, и
народ не пойдет за вами, за вульгарным вашим материализмом, потому что он чувствует ценность политической свободы и потому что он хочет иметь своих вождей, родных ему и по плоти и по
духу, а вы — чужие!
— К
народу нужно идти не от Маркса, а от Фихте. Материализм — вне народной стихии. Материализм — усталость души. Творческий
дух жизни воплощен в идеализме.
— Вот, например, англичане: студенты у них не бунтуют, и вообще они — живут без фантазии, не бредят, потому что у них — спорт. Мы на Западе плохое — хватаем, а хорошего — не видим. Для
народа нужно чаще устраивать религиозные процессии, крестные хода. Папизм — чем крепок? Именно — этими зрелищами, театральностью.
Народ постигает религию глазом, через материальное. Поклонение богу в
духе проповедуется тысячу девятьсот лет, но мы видим, что пользы в этом мало, только секты расплодились.
— Тело. Плоть. Воодушевлена, но — не одухотворена — вот! Учение богомилов — знаете? Бог дал форму — сатана душу. Страшно верно! Вот почему в
народе — нет
духа.
Дух создается избранными.
Народ вообще живет не
духом, это — неверно мыслится о нем.
Но и тут и там господствует более нравственно-философский, нежели религиозный,
дух и совершенное равнодушие и того и другого
народа к религии.
— Мне не нравится в славянофильстве учение о национальной исключительности, — заметил Привалов. — Русский человек, как мне кажется, по своей славянской природе, чужд такого
духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими
народами и к слепому подражанию чужим обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный путь ассимиляции десятков других народностей. Навязывать
народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
Дальше Лоскутов очень подробно развивал мысль, что необходимо, на основании абсолютной субстанции
духа, создать новую вселенскую религию, в которой примирятся все
народы и все племена.
Наиболее положительные черты русского человека, обнаружившиеся в революции и войне, необыкновенная жертвенность, выносливость к страданию,
дух коммюнотарности — есть черты христианские, выработанные христианством в русском
народе, т. е. прошлым.
Всечеловеческий и щедрый
дух русского
народа победит
дух провинциальной исключительности и самоутверждения.
Россия, по
духу своему призванная быть освободительницей
народов, слишком часто бывала угнетательницей, и потому она вызывает к себе вражду и подозрительность, которые мы теперь должны еще победить.
В мировой борьбе
народов русский
народ должен иметь свою идею, должен вносить в нее свой закал
духа.
Русское национальное самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский
народ по
духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный
народ, по идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
Смысл этот может быть лишь в выковывании мужественного, активного
духа в русском
народе, в выходе из женственной пассивности.
Наша православная идеология самодержавия — такое же явление безгосударственного
духа, отказ
народа и общества создавать государственную жизнь.
Русский
народ победит германизм, и
дух его займет великодержавное положение в мире, лишь победив в себе «розановщину».
В христианской истории нет одного избранного
народа Божьего, но разные
народы в разное время избираются для великой миссии, для откровений
духа.
Германский
народ на своих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова
Духа, а носителем высшей и единственной духовной культуры.
Русский
народ не дерзает даже думать, что святым можно подражать, что святость есть внутренний путь
духа, — это было бы слишком мужественно-дерзновенно.
Унижение
народа наносит рану прежде всего его
духу, а не его телу, его призванию, а не его интересам.
Россия тогда лишь будет на высоте мировых империалистических задач, когда преодолеет свою старую националистическую политику, в сущности не согласную с
духом русского
народа, и вступит на новый путь.
Славянофилы хотели оставить русскому
народу свободу религиозной совести, свободу думы, свободу
духа, а всю остальную жизнь отдать во власть силы, неограниченно управляющей русским
народом.
Но в глубине русского
народа есть живой
дух, скрыты великие возможности.
Религия германизма сознает германский
народ той единственной чистой арийской расой, которая призвана утверждать европейскую духовную культуру не только усилиями
духа, но также кровью и железом.
Воля
народа должна быть воспитана в исключительном уважении к качествам индивидуальным, к бесконечной природе человеческого
духа.
Тогда лишь правда демократии, правда человеческого самоуправления, соединится с правдой
духа, с духовными ценностями личности и
народа.
В русском
народе поистине есть свобода
духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства.
Соборность церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже вселенских соборов, а есть пребывание в общении и любви церковного
народа и
Духа Святого.
Оправдание России в мировой борьбе, как и всякой страны, всякого
народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, более высокого качества духовную энергию, чем Германия, притязания которой на мировое владычество она отражает, что своим неповторимым индивидуальным
духом она подымает человечество на более высокую ступень бытия.
Дух России не может еще диктовать
народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия.
И как ни поверхностны, как ни банальны были космополитические доктрины интеллигенции, в них все-таки хоть искаженно, но отражался сверхнациональный, всечеловеческий
дух русского
народа.
Все
народы, все страны проходят известную стадию развития и роста, они вооружаются орудиями техники научной и социальной, в которой самой по себе нет ничего индивидуального и национального, ибо в конце концов индивидуален и национален лишь
дух жизни.
Они хотели верить, что в русском
народе живет всечеловеческий христианский
дух, и они возносили русский
народ за его смирение.
И тогда возрождение России к новой жизни может быть связано лишь с мужественными, активными и творящими путями
духа, с раскрытием Христа внутри человека и
народа, а не с натуралистической родовой стихией, вечно влекущей и порабощающей.
Но
народ опускается и погибает, когда материальное могущество превращается для него в кумира и целиком захватывает его
дух.
Пусть у других
народов буква и кара, у нас же
дух и смысл, спасение и возрождение погибших.
Вечером удэгейцы камланили [То есть шаманили.]. Они просили
духов дать нам хорошую дорогу и счастливую охоту в пути. В фанзу набралось много
народу. Китайцы опять принесли ханшин и сласти. Вино подействовало на удэгейцев возбуждающим образом. Всю ночь они плясали около огней и под звуки бубнов пели песни.
Для религиозного народничества
народ есть некий мистический организм, более уходящий и в глубь земли и в глубь
духа, чем нация, которая есть рационализированное историческое образование, связанное с государством.
В глубине русского
народа заложена свобода
духа большая, чем у более свободных и просвещенных
народов Запада.
К. Аксаков учил, что русский
народ государственности не хочет, он хочет для себя не политической свободы, а свободы
духа.
Истина для него не в соборе, а в соборности, в коммюнотарном
духе церковного
народа.
В вульгарном, философски полуграмотном материализме Бюхнера и Молешотта находили опору для освобождения человека и
народа, в то время как освобождать может лишь
дух, материя же может лишь порабощать.
Мужественный
дух немецкого
народа должен овладеть женственной душой русского
народа.
Славянофилы были уверены, что русский
народ не любит власти и государствования и не хочет этим заниматься, хочет остаться в свободе
духа.
Где был подлинный вселенский собор, а где не подлинный, как, например, «разбойничий», решает церковный
народ, т. е. решает
дух соборности.
Русский
народ в глубоких явлениях своего
духа — наименее мещанский из
народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным формам быта, наименее дорожащий установленными формами жизни.